Архитектура | Материалы | Интерьер | Экстерьер | Красота | Практикум |
Архитектура Архангельский музей деревянного зодчестваНесколько слов о Рязанском кремлеЖемчужина Дравы. Проект художественной галереи в г.Марибор (Словения) Проект Ледового дворца в городе Сергиев ПосадЕ. Зернова. Панно «Трудовые резервы»Мозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниСтроительство Сент-Готтардского тоннеля | Архангельский музей деревянного зодчестваАрхангельская область широко известна как гигантское хранилище памятников древнерусской культуры. В живописных селах на берегах полноводных рек и тихих озер сохранилось много старинных изб храмов и хозяйственных построек в которых воплощено великолепное мастерство северных плотников зодчих. Десятки тысяч туристов приезжают полюбоваться красотой Русского Севера, его нетронутыми просторами и памятниками народной архитектуры. Не переступая границ Архангельской области, можно проследить все мноогообразие форм русского деревянного зодчества. Это настоящая "держава дерева", огромный заповедный край. Расположенные в глухих местах, памятники нередко находятся под угрозой гибели от недосмотра и сложности охраны. Многие памятники архитектуры изменены позднейшими переделками. Все это вызвало решение о создании в Архангельской области музея под открытым небом. Идея эта не нова. В нашей стране пользуются широкой популярностью музей-заповедник в Кижах, успешно развиваются такие музеи в Костроме, Суздали, Перми. За рубежом популярны музеи Скансен под Стокгольмом, на острове Сеур-Саари в Финляндии. Архангельский музей отличается своим широким диапазоном и количеством экспонатов. Это своего рода архитектурная энциклопедия древнерусского деревянного зодчества. В отличие от каменной архитектуры, возникшей на Руси в общем русле византийской и европейской традиции, деревянное зодчество было с самых первых своих шагов явлением самобытным. На Севере дерево стало материалом универсальным и всеобъемлющим: деревянными были суда, крепости, изваяния, храмы, мельницы, утварь. Из среды крестьянства и городских ремесленников выходили артели плотников-зодчих, из поколения в поколение передававших секреты своего цехового мастерства. Руководители таких артелей пользовались известностью и уважением.
Приемы плотницкого мастерства отбирались и совершенствовались столетиями. Многие типы построек и технические приемы получали повсеместное распространение, приобретая типовой характер. Простота предельная рациональность конструкций позволяли возводить сооружения в очень короткие сроки, достигать малыми средствами высоких художественных результатов. Одной из специфических особенностей русских деревянных сооружений является их "сборность". Со времен глубокой древности заранее заготовленные конструкции изб, церквей, мельниц, амбаров перевозили на указанное место и быстро собирали, по сузществу - монтировали из готовых деталей. На географической карте отчетливо видно, как территорию Архангельской области, равную по площади нескольким европейским государствам, рассекают синие полосы. Это великие северные реки: Северная Двина с притоками Пинегой и Вагой, Онега, Мезень, Печора. Разделенные глухими лесами земли вдоль течения этих рек веками находились в условиях естественной природной изоляции. Славянские поселенцы, выходцы из Новгорода, Ростова, Твери, Москвы принесли в этот суровый нетронутый край свои обычаи, технические навыки, художественную культуры. Сложились отдельные архитектурно-художественные школы. Они развивались в общем русле древнерусского искусства, но каждая имела свои местные особенности, свой неповторимый облик. Русского Севера не коснулось нашествие монгольских азавоевателей. Здесь не было тяжелой феодальной зависимости - большинство крепостных являлись государственными, а отдаленность земель способствовала некоторой свободе - как в физическом, так и в моральном аспекте. Жители северных сел отличались духом предприимчивости и вольнолюбия. Устье северной Двины столетиями являлось основным "окном в Европу" не только для северян, но и для населения других русских земель. Выгоды заморской торговли побуждали московских правителей относиться с особым вниманием к судьбам Севера, его защите от врага, укреплению монастырей и посадов. Дорога от Москвы на Вологду и Архангельск, а также водный путь по Северной Двине долгое время были важнейшими торговыми и культурными путями.
Начиная с середины XVIII века изменение геополитической ситуации в России и Европе способствовало постепенному превращению Севера в патриархальный край со старинным бытовым укладом. На Север со значительным запозданием дошли промышленные технологии и транспортные пути, что способствовало своеобразной "консервации" памятников истории, культуры и быта. Интерес к культуре Севера вспыхнул в конце XIX века, когда культурно-этнографический и архитектурный "фонд" Севера был заново открыт русскими художниками и исследователями. Возникла своего рода мода на "паломничество" к северным памятникам. Бесценые россыпи самобытной местной культуры стали источником вдохновения длямножества этнографов, художников, музыкантов, писателей. Сложный двадцатый век почти не оставил времени на осмысление и сохранение северного исторического наследия. Огромное количество памятников деревянного зодчества погибло в пожарах, по недосмотру, а то и было разобрано в ходе антирелигиозной компании. Лишь в 1960-1970 х годах началась работа по изучению, систематизации, сохранению памятников архитектуры и культуры. Создание Архангельского музея деревянного зодчества под открытым небом стало событием огромной важности. "Малые Корелы" заняли одно из ведущих мест среди научных и культурно-просветительских учреждений. И сложно переоценить значение этого музея для современной культуры.
Источник: Б.Гнедовский. "Архангельский музей-заповедник деревянного зодчества".
Изд."Советская Россия", 1978г. Портал города Архангельск: Архангельск и Русский Север Следующая страница: Несколько слов о Рязанском кремле
|
Архитектура | Материалы | Интерьер | Экстерьер | Красота | Практикум |
© Профи-ремонт, 2011-2025. Профессиональный ремонт. Красота и комфорт. Строительство, ремонт, дизайн, интерьер, отделка, декор. Практика, теории, творчество, размышления. |
О проекте Карта сайта |